- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. Лицензия 041677.



- Подготовка в художественные ВУЗы



- Раннее художественное эстетическое



  развитие



- Спортивные бальные танцы. Современные танцы



 



 

Главная \ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА \ Образовательные программы , реализуемые учреждением

Образовательные программы , реализуемые учреждением

скан

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор Детской Художественной школы «МОЗАИКА»

Фаттахова О.А._________________

(ИП Фаттахова О.А.)

Приказ № 15 от 30 мая 2024 года

ОДОБРЕНО

Заседанием педагогического совета

Протокол № 5, 28 мая 2024 года

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»

 

 

 

Предметная  область

ПО.01 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Программа по учебному плану на 2024-2025 уч. год

 

ПО.01.УП.01 РИСУНОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химки 2024

 

1.Пояснительная записка

Характеристика   учебного   предмета,    его    место    и    роль    в образовательной программе.

Цель и задачи учебного предмета «Рисунок».

Цель:

Вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками овладения основами рисунка, являющегося ведущей дисциплиной в области изобразительного искусства.

 

Задачи:

 

  1. Обучающие:

обучение     учащихся  видению,   пониманию  и   умению   изображать трехмерную форму и ее пластический характер на двухмерной плоскости листа;

-       дать   учащимся   на   уроках   рисунка   основные   понятия:

«пропорция»,      «симметрия»,       «линейная,       воздушная перспектива», «светотень»;

-       научить учащихся основным правилам использования приемов линейной и воздушной перспективы;

-       научить   учащихся   навыкам   владения   линией,   штрихом, пятном;

-       научить учащихся передавать объем предметов с помощью свето-теневых отношений;

-       дать   учащимся   основные   знания   техник   и   материалов рисунка, понимание их специфических особенностей;

-       научить учащихся передавать фактуру и материальность предметов;

-       научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

-       научить    учащихся    последовательно   вести    длительную работу по рисунку.

  1. Развивающие:

развитие у учащихся эмоционального восприятия, художественного воображения, обеспечивающих реализацию их творческих способностей и становление личности;

-       развитие у учащихся зрительных восприятий, целостного видения натуры, ее пространственно-конструктивной основы;

 

-       выработка глазомера и двигательных навыков руки, умения анализировать;

-       развитие умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

-       развитие умения словестно выражать свои мысли при анализе учебных работ (своих и других учащихся) и художественных произведений, логически мыслить, применять специальные термины и понятия;

-       развитие у учащихся познавательного интереса в области изобразительного искусства.

  1. Воспитательные:

воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-       формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-       формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-       воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,                      эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности;

-       формирование            у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля своей учебной деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;

-       формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

Место учебного предмета в структуре образовательной программы. Учебный предмет входит: в обязательную часть, в предметную область «Художественное творчество».

 

Учебный     предмет      «Рисунок»     направлен      на      приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-       знание понятий:«пропорция»,«симметрия»,«светотень»;

-       знание законов перспективы;

-       умение     использования    приемов     линейной     и     воздушной перспективы;

-       умение изображать пространственную конструкцию трехмерной формы;

-       умение моделировать форму сложных предметов тоном;

-       умение последовательно вести длительную постановку;

-       умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-       умение    принимать   выразительное   решение    постановок   с передачей их эмоционального состояния;

-       навыки владения линией, штрихом, пятном;

-       навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

-       навыки передачи фактуры и материала предмета;

-       навыки    передачи    пространства    средствами    штриха    и светотени

 

Срок реализации учебного предмета «Рисунок» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте – с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

 

2.Структура и содержание учебного предмета

  1. Объем    учебного    времени,    предусмотренный    учебным    планом образовательного  учреждения   на    реализацию   учебного   предмета

«Рисунок»:

 

Таблица1

 

 

Срок обучения–5лет

Максимальная учебная нагрузка

891

Количество

Часов на аудиторные занятия

561

 

Количество часов на

Внеаудиторную (самостоятельную) работу

165

 

  1. Форма          проведения          учебных          аудиторных          занятий

групповая.

 

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Рисунок», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица2

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность        учебных

занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

Занятия в неделю

3

3

3

4

4

Общее количество

Часов на аудиторные занятия по годам

99

99

99

132

132

Общее количество

Часов на аудиторные занятия

561

Количество           часов            на

внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

1

1

1

1

1

Общее количество

часов         на                  внеаудиторные (самостоятельные)                     занятия по

годам

33

33

33

33

33

Общее количество

Часов на внеаудиторные

(самостоятельные)занятия

165

Максимальное количество часов

На занятия в неделю

4

4

4

5

5

Общее максимальное количество

Часов по годам

132

132

132

165

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

726

 

Распределение учебного материала по годам обучения

Таблица3

Раздел учебного предмета

Дидактические единицы

Часы аудиторных

занятий

Примерное содержание

самостоятельной работы

Формы текущего контроля

 

 

1 класс

 

 

 

 

 

I полугодие

 

 

 

 

1.Приобретение

навыков рисования.

Методы и способы работы карандашом, знакомство с его техническими возможностями.

Усвоение технических приемов владения карандашом в линейном  и тоновом рисунке с натуры, развитие динамики и укрепление мелких мышц кисти руки, развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки.

-         возможности линейной и тоновой выразительности;

-         выполнение зарисовок плоских предметов: листьев деревьев разной конфигурации, бабочек.

Формат–А-3.

3ч.

Проведение

разнообразных

линий, выполнение тональной

растяжки.

Зарисовки листьев

деревьев, веточек,

бабочек.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 
 
 
 
 
 

2.Ортогональное рисование объемных форм.

Линейные построения предметов.

Развитие зрительных восприятий, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработка навыков грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги. Изучение понятия

«пропорция», «симметрия». Начальные представления о конструкции предметов.

-         Линейные построения симметричных предметов, расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и характер (пиала, ваза, кринка);

-         Линейные построения не симметричных предметов(овощи, фрукты).

Формат–А-3.

3ч.

Зарисовки

симметричных(предметы быта)и несимметричных

предметов(овощи,

фрукты).

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изучение линейно-

конструктивного построения

геометрических тел.

Переход от ортогонального изображения к выраженной трехмерности.

Изучение правил построения простых геометрических тел, располагающихся ниже линии горизонта.

Определение положения предмета в пространстве с использованием

Начальных знаний наглядной линейной перспективы (постановка на плоскость, учет уровня зрения). Понятие о свето-тени.

-         Куб. Последовательность построения. Линейно-конструктивный рисунок с легкой свето-теневой проработкой.

-         Цилиндр. Вычерчивание круга и овалов. Последовательность построения. Линейно-конструктивный рисунок с легкой свето- теневой проработкой.

-         Шар, конус. Последовательность построения. Линейно-

Конструктивный рисунок с легкой свето-теневой проработкой.

Формат–А-3.

9ч.

Зарисовки

спичечных коробков, книги

других предметов,

близких кубу.

Зарисовки

несимметричных

(овощи, фрукты)и

симметричных

предметов, близких

по форме

шаровидным,

коническими

цилиндрическим

телам.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

4.Знакомство с

наглядной перспективой.

Рисунок1-2хгеометрическихтелнаразличныхвысотахпоотношению

К линии горизонта.

Изучение      построения     геометрических     тел     в зависимости от расположения относительно линии горизонта, пересекающей эти предметы в их нижней части (выше, ниже и на уровне линии горизонта).

Формат–А-3.

3ч.

Зарисовки

Различных бытовых предметов с линией горизонта,

Пересекающей их.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

 

5.Изучение линейно-

конструктивного построения предметов на базе

построения

геометрических  тел.

Закрепление знаний по наблюдательной перспективе.

Анализ элементов, образующих форму и построение предметов в пространстве с учетом линейной перспективы.

-         Линейно-конструктивные построения предметов быта, близких шаровидным, коническим и цилиндрическим формам и распределение света и тени по ним.

-         Линейно-конструктивные построения предметов, близких по форме кубу, и распределение света и тени по ним.

Формат–А-3.

9ч.

Линейно-

конструктивные построения

предметов быта,

различных по

форме и размеру с

легкой

светотеневой

проработкой.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

6. Несложный

Натюрморт из2-3-х

предметов домашнего обихода,

контрастных по

форме, на светлом

фоне.

Изображение предметов, организованных в единую композиционную

Группу в условиях верхнего бокового освещения.

Определение положения предметов в пространстве и по отношению друг к другу с использованием начальных знаний линейной перспективы

(постановка на плоскость, учет уровня зрения).Линейно-конструктивное

Построение с учетом воздушной перспективы. Светотеневая моделировка

Формы предметов.

Формат–А-3.

9ч.

Зарисовки

отдельных

предметов с моделировкой

формы свето-тенью.

Рисунки несложных

натюрмортовиз2-

3-хпредметовс

Выявлением объема.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

7. Тональный натюрморт из2-3-х

предметов, включая гипсовое

геометрическое тело.

Последовательное ведение работы при рисовании натюрморта.

Композиционное размещение. Определение соотношений общих масс предметов и их пропорций. Линейно-пространственное построение форм

предметов. Выявление объема предметов средствами светотени. Цельность

и завершенность.

Формат–А-3.

12ч.

Рисунки несложных

натюрмортовиз2- 3-х предметов с

выявлением объема

средствами

светотени.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

II полугодие

 

 

 

 

8.Натюрморт из

2-х

 предметов с

чучелом птицы.

Рисунок группы разномасштабных и разно фактурных предметов.

Предварительный анализ постановки. Композиционное размещение двух- трех предметов на одном листе с учетом пропорциональных соотношений предметов между собой. Получение знаний о конструктивно-анатомических и пропорциональных

особенностях     строения     птиц.        Линейно-конструктивное           построение

предметов натюрморта в пространстве. Передача разности фактур.

Цельность и завершенность светотеневого рисунка.

Формат–А-3.

12ч.

Зарисовки

Домашних птиц (попугаи,

канарейки, куры и

др.) в различных

ракурсах в

сочетании с

другими

предметами

(кормушка для

птиц, клетка, насест

и др.)

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

9.Тематический

натюрморт из 2-4-х бытовых предметов, контрастных по

форме и тону, на

светлом фоне

драпировки без складок.

Рисунок группы предметов, объединенных единой темой.

Взаимное расположение предметов в пространстве. Последовательное ведение работы по рисунку. Постепенное повышение требований к выполнению заданий с усложнением учебных задач, закрепление навыков

Выполнения линейно-конструктивного построения. Выявление формы

Средствами светотени. Цельность и завершенность.

Формат–А-3.

8ч.

Рисунки

тематических

натюрмортовиз2-4 предметов.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

10.Несложный

натюрморт в интерьере.

Тематическийнатюрмортиз2-3-хкрупныхпредметовнаполу.

Применение правил линейной перспективы в изображении более крупных объектов, расположенных значительно ниже уровня глаз(на полу).

Конструктивный     анализ     формы.     Передача     глубины     пространства

Средствами светотени. Возможен вариант выполнения постановки мягким

материалом(знакомство с выразительными возможностями различных

материалов и графических техник).

Формат–А-3.

15ч.

Рисунки

натюрмортов из крупных бытовых

предметов в

интерьере(обувь,

сумки, корзины с

фруктами, ведро,

савок, пылесос и

др.)

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

11.Экзаменационная

постановка: натюрморт из3-х предметов быта на

фоне           однотонной

драпировки.

Заданиенавыявлениезнанийиумений,полученныхучащимисяза1-й

год обучения.

Последовательность    ведения     работы    над    натюрмортом.    Грамотное композиционное       размещение                        в                                     листе               и                линейно-конструктивное

Построение с учетом воздушной перспективы. Передача объема в

пространстве. Цельность и завершенность светотеневого рисунка.

Формат–А-3.

12ч.

Рисунки различных

Натюрмортов из2-3 предметов с

применением

однотонной

драпировки.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

12.Наброски фигуры

человека(выполняются

на занятиях по 20-30мин.во втором полугодии

с использованием

различных графических

материалов).

Первоначальная анатомическая грамота при изображении фигуры человека.

Изучение основных пропорциональных особенностей строения фигуры человека. Передача позы, движения за короткий промежуток времени. Навыки передачи большой формы без деталировки.

Формат–А-3.

4ч.

Краткосрочные наброски фигуры человека(членов семьи, подруг,

друзей)в простых и более сложных

позах.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

2 класс

 

 

 

 

 

I полугодие

 

 

 

 

13.Натюрморт  из 3-х

 геометрических тел на гладком фоне.

Углубление восприятия формы за счет познания конструктивной

Основы при рисовании геометрических тел.

Грамотная     компоновка      в      листе.     Четкое      линейно-конструктивное построение в соответствии с расположением предметов постановки к

Линии горизонта. Распределение света и тени по геометрическим телам.

Связь предметов натюрморта в пространстве.

Формат–А-3.

9ч.

Рисунки несложных

натюрмортов из 2- 3-х предметов с выявлением объема

средствами

светотени.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

14.Натюрморт из3-х

предметов: чучело птицы,

геометрическое тело,

бытовой предмет, близкий по форме к

геометрическому телу.

Задание на передачу разности фактур, материальности предметов

натюрморта.

Анализ формы предметов. Углубление         знаний о пропорциональных и анатомических особенностях строения птиц, связь с другими предметами в

постановке. Соблюдение тональных отношений между предметами. Попытка передачи фактуры предметов за счет техники штриха. Умение обобщать. Тональное решение рисунка.

Формат–А-3.

12ч.

Зарисовки

Домашних птиц и животных в

Различных позах и

ракурсах в сочетании с другими

предметами.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

15.Зарисовки

фигуры человека в спокойной позе(две зарисовки по 3 часа).

Развитие понимания формы и конструкции человеческого тела.

Анализ сложной формы тела человека. Развитие способности к наблюдению, глазомера. Определение пропорций фигуры человека, точек опоры, наклона и поворота туловища. Формирование умения лаконичными

Средствами и в обобщенной трактовке передавать остроту движения и

Основные пропорции. Передача характера модели.

Формат–А-3.

4ч.

Наброски и

Зарисовки фигуры человека (членов семьи, подруг,

друзей)в простых и

более сложных

позах.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

16.Рисунок

гипсового несложного

орнамента или

розетки(звезда).

Восприятие формы гипсового рельефа посредством анализа

Конструктивной основы.

Грамотная компоновка рисунка в листе. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Закрепление навыков системы рисования по

Парным точкам и плоскостям. Значение линии в передаче глубины

пространства. Светотеневое решение.

Формат–А-3.

11ч.

Повторение этапов

построения

гипсового рельефа по памяти.

Зарисовки

объемных

предметов,

расположенных на

стене(часы, малые

декоративные

формы).

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

17.Тематический

натюрморт из 3-х предметов на фоне однотонной

драпировки.

Рисунок группы предметов, близких по форме геометрическим телам,

в неглубоком пространстве, объединенных единой темой.

Выявление способностей учащихся к анализу формы предметов и большей самостоятельности в работе над заданием. Закрепление правил построения

предметов, близких по форме геометрическим телам. Применение знаний

воздушной перспективы. Совершенствование умений и навыков в работе

светотеневыми отношениями(тоном)как средством передачи объема и

тональной характеристики предметов, их освещенности. Законченность

натюрморта.

Формат–А-3.

12ч.

Рисунки

натюрмортовиз3- 4-х предметов,

объединенных

единой тематикой.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

II полугодие

 

 

 

 

18.Несложная

постановка в

интерьере натюрморт на табурете

Рисунок натюрморта. Изображение глубокого пространства.

Выбор формата рисунка в пределах заданного размера, грамотная компоновка. Приобретение    навыков               построения                             натюрморта

В глубоком пространстве с применением знаний линейной перспективы. Передача

глубины      пространства.    Рисунок            линейно-конструктивный, светотеневой.

Формат–А-3.

12ч.

Зарисовки частей

домашнего интерьера.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

19.Рисунок складок

светлой однотонной драпировки.

Конструктивно-пластическое построение складок свисающей ткани.

Анализ конструкции драпировки на основе ее опорных точек. Изучение образования складок и выявление их формы через знания распределения света и тени по простейшим геометрическим телам. Ритмичность света и

Тени с учетом источника освещения.

Формат–А-3.

12ч.

Зарисовки складок

свисающей ткани, одежды.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

20.Натюрморт из3-х

предметов, включающий

несложный орнамент

с ярко

выраженными

складками.

Рисунок группы предметов с гипсовой розеткой высокого рельефа, в

неглубоком пространстве с применением драпировки со складками.

Композиционное     расположение    предметов     натюрморта    драпировки в листе с учетом пропорциональных соотношений друг к

другу.

Последовательность ведения работы над постановкой. Выявление

пространственных планов и степени освещенности.

Формат–А-3.

15ч.

Рисунки несложных

натюрмортов из 2- 3-хпредметовбыта со складками

драпировки,

способствующими

живости

создаваемого

образа.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

21.Экзаменационная

тематическая постановка(«Детские

игрушки»,

«Столярные

инструменты» и др.).

Итоговое задание из2-3-х предметов, объединенных единой темой, с

Разноокрашенными драпировками на выявление знаний и умений, полученных учащимися за учебный год.

Выявление     смыслового     и      композиционного      центра.    

Последовательность выполнения рисунка.    

Соблюдение законов перспективы в неглубоком пространстве.

Передача тональной насыщенности предметов натюрморта и световоздушной среды. Возможно выполнение в мягком материале(закрепление навыков владения различными материалами).

Формат–А-3.

12ч.

Рисунки различных

натюрмортовиз2-3 предметов с

применением

разноокрашенных

драпировок со

складками.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

3класс

 

 

 

 

 

I полугодие

 

 

 

 

22.Натюрмортиз3-4-

Геометрических тел на однотонной

Драпировке с ярко

выраженными

складками.

Изображение пространственных форм(геометрических тел)в

Различных ракурсах, располагающихся на разных высотах, с применением драпировок.

Повторение     и     закрепление     основных     принципов     конструктивного

Построения геометрических тел, постановка предметов на плоскости с учетом пропорциональности, перспективных сокращений, с легким тональным решением.

Формат–А-2.

15ч.

Зарисовки группы

Геометрических тел по памяти и

представлению.

Рисунки линейно-

Конструктивные с

легкой

светотеневой

проработкой.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

23.Рисунок

несложной постановки расположенной ниже уровня глаз.

Изображение крупных объектов в ограниченном пространстве.

Анализ взаимодействия больших масс. Закрепление знаний линейно- конструктивного построения в соответствии с линией горизонта. Умение комбинировать линию и средства передачи светотени. Возможен мягкий материал. Тональное решение постановки.

Формат–А-2.

15ч.

Зарисовки частей

интерьера (домашнего,

общественных

зданий–библиотек,

магазинов и др.)

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

24.Тематический

натюрмортиз3-4-х предметов,

различных по форме,

объему, материалам с

применением

драпировок со

складками.

Углубление изучения неподвижной натуры в работе над более

сложными натюрмортами, расположенными в глубоком пространстве.

Закрепление практических навыков по учебному рисованию натюрмортов.

Развитие      навыков       цельности      видения,       умения      самостоятельно

анализироватьконструктивно-пространственныесвойстваизображаемого.

Взаимодействие      предметов      натюрморта     и       окружающей      среды.

Формат–А-2.

18ч.

Рисунки различных

натюрмортов из предметов более

сложной формы,

объединенных

единой темой, с

применением

различных

графических

техник.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

 

II полугодие

 

 

 

 

25.Рисунок

Принцип работы с асимметричными формами гипсового рельефа.

Соотношение его с другими предметами постановки.

Композиционное размещение элементов постановки в листе. Закрепление

умения     анализировать    форму     рельефа.    Выявление     конструктивной

сущности, составляющей общую форму, соотношения пропорциональных

частей рельефа между собой и с целым.

Тональное решение.

Формат–А-2.

15ч.

Зарисовки

Просмотр

 

асимметричного гипсового орнамента

с драпировкой

 

асимметричного гипсового

орнамента по

аудиторных и

самостоятельных работ

 

(возможно в

 

памяти. Натурные

 

 

сочетании с

 

Зарисовки складок

 

 

предметом быта

 

Свисающей ткани.

 

 

небольшого размера).

 

 

 

 

26.Рисунки частей

Лица гипсовой головы Давида: носа, глаза, губ, уха.

Пространственно-конструктивное построение формы с гипсовых

слепков деталей головы Давида.

Анализ формы и строения гипсовых деталей(нос, глаз, губы, ухо).Соотношение основных масс, последовательность и методика выполнения рисунка каждой из деталей. Умение работать

последовательно. Тональное решение.

Формат–А-2.

15ч.

Портретные

зарисовки членов семьи и друзей линейно-

конструктивного

характера с легкой

светотенью.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

27.Экзаменационная

постановка с

гипсовой розеткой высокого рельефа

или гипсовой

античной маской и

другими2-3-мя

предметами быта из

различного

материала на фоне

драпировки со

складками.

Натюрморт из предметов, объединенных общим замыслом,

различных по форме, тону и материалу, с применением драпировок на выявление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение учебного года.

Твердое знание учащимися основополагающего принципа реалистического

рисунка–построение формы на плоскости листа с последующим

выявлением с помощью светотени объема, тональных отношений фактуры и освещенности изображаемых предметов.

Формат–А-2.

21ч.

Рисунки

натюрмортовиз5- 6-и предметов,

различных по

форме, тону и

материалу с

выявлением объема

средствами

светотени.

Зарисовки складок

свисающей ткани.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

4класс

 

 

 

 

 

I полугодие

 

 

 

 

28.Рисунок гипсовой

Головы-обрубовки.

Объемно-пространственный поэтапный метод (от общего к частному) в рисунке головы-обрубовки. Изучение конструктивных формообразующих плоскостей обрубовки.

Углубление знаний об анатомическом строении головы человека. Связь отдельных частей в единое целое. Конструктивное построение, тональная передача объема.

Формат–А-2.

16ч.

Портретные

зарисовки

родителей, друзей с конструктивным

анализом формы.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

29.Рисунок черепа

человека в двух ракурсах.

Особенности рисования модели черепа человека.

Анатомический анализ строения черепа и его основных узлов. Получение знаний о конструктивном построении формы. Поэтапный метод пластического освоения формы в рисунке.

Формат–А-2

20ч.

Портретные

зарисовки

родителей, друзей.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

30.Зарисовки

Передача анатомических пластических особенностей человека в

8ч.

Наброски и

Просмотр

 

Фигуры человека (живая натура).

краткосрочных зарисовках.

Анализ соразмерности всех частей человеческого тела на базе знания анатомии человека. Определение высоты головы как модульной единицы.

 

Зарисовки фигуры человека (членов семьи, подруг,

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

Постановка фигуры на плоскость(точки опоры, центр тяжести, правило

 

друзей) в более

 

 

 

«контрапоста»).Работа над пластикой фигуры. Моделирование формы

 

Сложных позах.

 

 

 

светотенью.

 

 

 

 

 

Формат–А-3(для каждой зарисовки).

 

 

 

 

31.Рисунок гипсовой

античной головы.

Методические принципы рисования классической головы.

Композиционный поиск в формате. Анализ пластической формы головы, ее характера (пропорциональные отношения, поворот, положение оси головы и шеи по  отношению друг к другу), пространственного расположения.

Соблюдение пропорций частей лица. Конструктивное построение и лепка

большой формы светотенью. Владение линией,                 штрихом, пятном. Требование законченности.

Формат–А-2.

20ч.

Портретные

зарисовки

родителей, друзей.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

II полугодие

 

 

 

 

32. Рисунок острохарактерной гипсовой головы с фрагментом грудной клетки.

Углубленное изучение пластических качеств и конструктивных особенностей головы человека, методической последовательности.

Изучение пространственных взаимосвязей головы, шеи и фрагмента грудной клетки, их осевого взаиморасположения, ритмического характера композиции. Пропорциональные отношения и выявление большой формы. Тональное решение.

20ч.

Портретные

зарисовки

родителей, друзей в различных ракурсах

при контрастном

освещении.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

33.Рисунок головы

человека с живой модели.

 

Выполнение тонального рисунка головы натурщика. Основные

сведения о пропорциях и индивидуальных пластических особенностях головы человека.

Закрепление знаний об анатомическом строении головы человека,

взаимосвязь     элементов     черепа     и      мышечной     структуры.     Анализ

пластической формы лица, выявление пропорциональных особенностей

портретируемого. Закрепление навыков моделирования большой формы

тоном,целостность восприятия.Передача освещенности,характера модели.

Тональное решение задания.

Формат–А-2.

20ч.

Портретные

зарисовки

родителей, друзей в различных ракурсах

при контрастном

освещении.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

34.Зарисовки

Фигуры человека в интерьере.

Закономерности изображения человека в глубоком пространстве.

Изучение положения фигуры в пространстве.Применение законовлинейнойивоздушнойперспективывизображениичастиинтерьера.

Передача пластических особенностей данной модели. Соблюдение пропорций, выявление характера. Тональный разбор освещенных и теневых частей. Передача глубины пространства. Выбор материала и техники исполнения в зависимости от поставленных задач.

Формат–отА-4до А-3.

8ч.

Выполнение

Набросков фигуры в интерьере

(линейных и

тональных)с

применением

различных

материалов.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

35.Экзаменационная

постановка из 4-5 предметов, различных по форме,

объему, материалу, расположенных на различных уровнях с

применением

разнофактурных

драпировок.

 

Итоговое задание. Последовательность рисования натюрморта любой

сложности, основанная на принципах академической школы: от общего – к частному и опять – к общему.

Требование осознанного и грамотного использования приемов линейной и

Воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных

Предметов тоном. Особое внимание–на композиционную заполняемость

листа, на умение подчинить второстепенное главному. Передать материальность предметов, глубину пространства.

Формат–А-2.

20ч.

Составление

тематического натюрморта в домашних

условиях.

Выполнение

рисунка

натюрморта с

выявлением объема

средствами свето-

тени.

Просмотр

аудиторных          и

самостоятельных работ

 

 

5класс

 

 

 

 

 

I полугодие

 

 

 

 

36.Зарисовки

античнойголовыв2-

3-хракурсах и в разных положениях относительно линии горизонта.

Дальнейшее накопление и углубление понимания основных принципов построения головы человека.

Анализ строения гипсовой головы с разных ракурсов. Закрепление основных принципов и особенностей построения гипсовой головы с учетом линии горизонта и местоположения рисующего. Выявление большой формы. Легкая светотеневая проработка.

Формат–А-2(3зарисовкинаодномлисте)

8ч.

Выполнение

копирования

рисунков головы человека с работ известных

художников.

Просмотр

аудиторных и

самостоятельных работ

 

37. Рисунок острохарактерной гипсовой головы римского периода или эпохи Возрождения.

Передача повышенной экспрессии в изображении гипсовой головы. Анализ конструктивно-анатомического строения головы. Определение ракурса(оси поворота головы и шеи по отношению друг к другу), пространственного положения. Закрепление знаний о конструктивном построении формы. Выявление остроты характера, выразительности формы лица. Тональное решение.

Формат–А-2.

20ч.

Выполнение краткосрочных портретных

Набросков и зарисовок с передачей душевного

состояния, мимики лица.

Просмотр аудиторных          и самостоятельных работ

 

38. Короткий рисунок скелета человека и рисунки его фрагментов.

Знакомство со скелетом как с конструктивным остовом фигуры человека.

Получение знаний по пластической анатомии, пропорциональные и пространственные взаимоотношения, составляющих фигуру человека, форм.

16ч.

Зарисовки из анатомического атласа и других учебных пособий по пластической анатомии.

Просмотр аудиторных и самостоятельных работ.

 

39.Тематический натюрморт из

крупных предметов на полу с введением складок свисающей ткани.

Изображение      крупных      объектов      в       глубоком      пространстве, расположенных на разных уровнях по отношению друг к другу. Анализ взаимодействия больших масс. Закрепление знаний линейно- конструктивного построения предметов, расположенных значительно ниже линии горизонта. Передача пространства средствами светотени. Передача материальности предметов, тональной насыщенности и характера освещения. Цельность изображения. Тональное решение постановки.

Формат–А-2.

20ч.

Зарисовки

натюрмортов из

крупных предметов на полу,

объединенных единой темой. Зарисовки городского

пейзажа.

Просмотр аудиторных и

самостоятельных работ

 

 

II полугодие

 

 

 

 

40. Рисунок полуфигуры человека с руками.

Торс человека и его пластическое устройство.

Поэтапное изучение фигуры человека, реализация полученных знаний в работе с живой моделью. Получение пластических и анатомических знаний, пространственные и пропорциональные отношения частей и целого.

Формат – А-2.

24ч.

Наброски и зарисовки полуфигуры человека.

Просмотр аудиторных и самостоятельных работ.

 

41. Рисунок гипсовой фигуры

"экорше"

Основы пластической анатомии фигуры человека.

Знакомство с мышечным строением человека. Передача его пространственной сути. Взаимосвязь пластических качеств форм фигуры с мышечным покровом.

Формат – А-2

20ч

Зарисовки из учебных пособий с пластической анатомии. Наброски и зарисовки фигуры человека.

Просмотр аудиторных и самостоятельных работ.

 

42. Экзаменационная постановка.

Тональный рисунок сидящей фигуры в интерьере.

Фигура человека в интерьере.

 Пространственная и композиционная взаимосвязь фигуры с элементами интерьера. Применение законов линейной и воздушной перспективы. Выявление пластических особенностей модели, соблюдение пропорций в фигуре и в элементах интерьера.

Тональный разбор освещенных и теневых частей. Работа возможна мягким материалом.

Формат – А-2.

24ч.

Зарисовки фигуры человека в интерьере.

Просмотр аудиторных и самостоятельных работ.

 

 

3.Формы и методы контроля,система оценок

  1. 1.                Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательным учреждением могут использоваться контрольные уроки, просмотры учебно- творческих работ и тематические выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация с выставлением оценок проводится в форме просмотров учебных и творческих работ.

По окончании полугодий учебного года по учебному предмету

«Рисунок»выставляются оценки.

Требования к промежуточной аттестации

Таблица4

Класс

Форма промежуточной аттестации/Требования

Содержание промежуточной аттестации

 

Просмотр учебных и творческих работ/ Выполнение полного объема аудиторных работ и

Самостоятельных домашних заданий по изученным темам

Список заданий

Количество заданий

1

I полугодие.

Знания

-         понятий:«пропорция»,«симметрия»

«линейная , воздушная перспектива»,

«светотень».

Умения

-         компоновать в листе;

-         использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

-         передавать объем несложных предметов при помощи свето-теневых отношений.

Навыки

-         владения техническими приемами при работе карандашом (линия, штрих);

-         наличие первоначальных навыков передачи объема предметов при помощи свето-

теневых отношений.

I полугодие.

 

12

4

8

 

 

 

 

 

 

Аудиторные работы:

 

длительные,

 

краткосрочные;

 

Самостоятельные

 

(домашние)работы:

 

длительные,

 

упражнения,

 

наброски,зарисовки.

 

II полугодие.

Знания

-         теории по учебному предмету«Рисунок»,

-         законов перспективы;

-         наличие первоначальной анатомической грамоты при изображении чучела птицы;

-         наличие первоначальной анатомической грамоты при изображении человека.

Умения

-         анализировать сложную форму предметов;

-         самостоятельно компоновать предметы в листе;

-         грамотно использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

-         моделировать форму предметов тоном.

Навыки

-         в выполнении линейного,свето-теневого

II полугодие.

 

5

4

1

 

 

 

 

 

Аудиторные работы:

длительные,

краткосрочные;

Самостоятельные

(домашние)работы:

длительные,

Наброски ,зарисовки.

 

 

рисунка;

-         наличие первоначальных навыков

последовательного ведения длительной работы по рисунку.

 

 

2

I полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок»,соответствующих уровню подготовки учащихся;

-         анатомических особенностей строения человека.

Умения

-         самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач, начиная с компоновки;

-         последовательно вести длительную работу по рисунку;

-         грамотно передавать пропорции фигуры

человека в несложных характерных позах в краткосрочных зарисовках.

Навыки

-         свободного владения приемами линейной и воздушной перспективы;

-         грамотного владения линией, штрихом, пятном.

I полугодие.

 

5

4

1

 

 

 

 

 

 

Аудиторные работы:

 

длительные,

 

краткосрочные;

 

Самостоятельные

 

(домашние)работы:

 

длительные,

 

наброски,зарисовки.

 

II полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок»,соответствующих уровню II класса.

Умения

-         самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач, начиная с компоновки;

-         анализировать конструктивно-пластическое образование складок ткани на основе ее опорных точек;

-         умение моделировать форму сложных предметов тоном.

Навыки

-         грамотного использования приемов линейной и воздушной перспективы при

рисовании крупных масштабных объектовв интерьере;

-         наличие первоначальных навыков передачи фактуры и материальности предметов;

-         наличие первоначальных навыков в работе мягким материалом.

II полугодие.

 

4

4

0

 

 

 

 

Аудиторные работы:

длительные,

краткосрочные;

Самостоятельные

(домашние)работы:

длительные,

наброски,зарисовки.

3

I полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок»,соответствующих уровню подготовки учащихся;

-         выразительных возможностей различных материалов и графических техник и применение их в практических заданиях.

Умения

-         самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач;

I полугодие.

 

3

3

0

 

 

 

 

Аудиторные работы:

 

длительные,

 

краткосрочные;

 

Самостоятельные

 

(домашние)работы:

 

длительные,

 

Наброски , зарисовки.

 

 

-         грамотно применять законы перспективы при изображении пространственных форм в различных ракурсах, располагающихся на разных высотах с применением драпировок;

-         последовательно вести работу над длительным заданием.

Навыки

-         передачи фактуры и материала предмета;

-         передачи пространства средствами штриха и светотени.

 

 

 

II полугодие.

II полугодие.

 

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок»,соответствующих уровню III

Аудиторные работы:

длительные,

краткосрочные;

3

3

0

класса.

 

 

Умения

Самостоятельные

 

-         анализировать и изображать геометрические формы повышенной сложности (гипсовые

розетки)с применением знаний линейной и

(домашние)работы:

длительные,

наброски , зарисовки.

 

воздушной перспективы;

 

 

-         применять знания пространственно-

 

 

конструктивного построения при рисовании

 

 

Гипсовых слепков деталей головы Давида

 

 

(глаз , нос , губы);

 

 

-         анатомически грамотно изображать человека

 

 

с натуры и по памяти в различных позах и

 

 

ракурсах;

 

 

-         последовательно вести работу над заданием

 

 

и доводить рисунок до необходимой степени

 

 

законченности.

 

 

Навыки

 

 

-         в выполнении линейного, светотеневого и

 

 

тонального рисунка;

 

 

-         грамотного  использования приемов

 

 

линейной и воздушной перспективы в

 

 

заданиях различной степени сложности.

 

 

4

I полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок», соответствующих уровню подготовки учащихся.

Умения

-         анализировать строения черепа человека на основе базовых знаний с последующим выполнением каркасных конструктивных рисунков;

-         выполнять объемно-конструктивные рисунки гипсовой головы;

-         умение моделировать форму сложных предметов тоном.

Навыки

-         технической грамотности при рисовании постановок различной сложности;

-         совершенствование навыков передачи фактуры и материальности предметов.

I полугодие.

 

5

4

1

 

 

 

 

Аудиторные работы:

 

длительные,

 

краткосрочные;

 

Самостоятельные

 

(домашние)работы:

 

длительные,

 

наброски, зарисовки.

 

II полугодие.

Знания

-         теории методологии по учебному предмету

«Рисунок», соответствующих уровню IV

II полугодие.

 

Аудиторные работы:

длительные, краткосрочные;

4

3

1

 

 

класса.

Умения

-         моделировать форму тоном при рисовании головы человека живой модели;

-         грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы при рисовании

фигуры человека  в глубоком пространстве;

-         свободное владение различными графическими техниками.

Навыки

-         выполнения линейного и живописного рисунка;

-         передачи пространства средствами штриха и светотени

 

Самостоятельные (домашние)работы: длительные,

Наброски ,зарисовки.

 

 

 

5

I полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок», соответствующих уровню подготовки учащихся.

Умения

-         производить анализ анатомического строения головы любой сложности;

-         передавать остроту характера и выразительность форм лица;

-         анализировать и изображать на двухмерной плоскости сложные архитектурные формы.

Навыки

-         свободного владения техникой выполнения линейных, светотеневых и тональных рисунков;

-         передачи фактуры и материальности предметов;

-         передачи глубины пространства графическими средствами.

I полугодие.

 

4

3

1

 

 

 

 

Аудиторные работы:

 

длительные,

 

краткосрочные;

 

Самостоятельные

 

(домашние)работы:

 

длительные,

 

Наброски ,зарисовки.

 

II полугодие.

Знания

-         теории и методологии по учебному предмету

«Рисунок», соответствующих уровню V класса.

Умения

-         последовательно самостоятельно вести

работу над постановками, расположенными в глубоком пространстве (в интерьере) с введением сложных складок драпировок;

-         профессионально и творчески подходить к выполнению каждого задания.

Навыки

-         владения линией, штрихом, пятном при выполнении задания различной сложности;

-         грамотного использования различных

графических техник и свойств материалов для передачи живописного характера в рисунке.

II полугодие.

 

3

3

0

 

 

 

Аудиторные работы:

длительные,

краткосрочные;

Самостоятельные

(домашние)работы:

длительные,

наброски, зарисовки.

 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного

 

времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

  1. 2.     Система оценок.

Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года.

При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать:

1)    Оценку, которую ученик получил за контрольную постановку;

2)    Результаты текущего контроля успеваемости;

3)    Творческие достижения ученика за учебный год.

 

  1. 3.     Критерии оценок.

 

Объем работ составляет 90-100% от общего количества заданий, соответствующих программным требованиям. Точное выполнение поставленной задачи каждого конкретного задания:

-       Грамотная компоновка в листе;

-       четкое линейно-конструктивное построение, понимание формы и конструкции предмета (предметов) постановки;

-       передача объема предмета (предметов) в пространстве средствами светотени на высоком уровне;

-       выразительная передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке);

-       цельность и завершенность рисунка (линейного, свето-теневого, тонального, в зависимости от поставленной задачи);

-       высокий технический и художественный уровень выполненного задания.

 

Объем работ составляет не менее 70-80% от общего количества заданий. Поставленная задача каждого конкретного задания из представленного объема работ выполнена в полном объеме.

 

Объем работ составляет 90-100% от общего количества заданий, что может соответствовать оценке «5», но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена неполно:

-       компоновка в листе с небольшими нарушениями;

 

-       небольшие неточности в определении пропорций предметов и в линейно-конструктивном построении;

-       неполное владение техническими навыками в возрастной категории учащегося;

-       незначительные нарушения при передаче объема предмета (предметов) в пространстве средствами светотени;

-       передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке) на хорошем уровне;

-       цельность и завершенность рисунка (линейного, светотеневого, тонального) не достигнута в полном объеме.

 

Объем работ составляет от 50 до 60% от общего количества заданий, но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена на хорошем уровне.

 

Объем работ составляет не менее 90% от общего количества заданий, что может соответствовать оценкам «4» и «5», но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена на низком уровне:

-       компоновка в листе выполнена со значительными нарушениями;

-       серьезные неточности при определении пропорций предметов и в линейно-конструктивном построении;

-       плохое владение техническими навыками в возрастной категории учащегося;

-       неумение передать объем предмета (предметов) в пространстве средствами светотени;

-       передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке) не достигнута;

-       неумение методически грамотно  вести работу над заданием.

 

                 Объем работ составляет менее 50% от общего количества заданий, но уровень выполненных работ соответствует оценке «3».

 

Объем работ составляет не менее 50%, но поставленная задача каждого конкретного задания не выполнена, качество представленных работ не соответствует программным требованиям и уровню выполнения заданию по учебному предмету:

-       грубые нарушения в компоновке;

 

-       неумение самостоятельно вести работу;

-       отсутствие понятия линейно-конструктивного построения;

-       отсутствие    технических    навыков    в    возрастной   категории учащихся;

-       полное    отсутствие    цельности    и     завершенности    рисунка (линейного, светотеневого, тонального).

 

 

4.  Методическое обеспечение учебного процесса

 

Учебный предмет «Рисунок» является ведущей дисциплиной в системе дополнительного предпрофессионального образования детей и подростков.

Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных заданий, что способствует прочному усвоению курса по учебному предмету «Рисунок».На занятиях учащиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а так же осваивают технические приемы рисунка, познают их выразительные возможности посредством знакомства с работой различными материалами: уголь, сангина, соус, пастель и т.д.

Данная программа предусматривает классическую методику обучения рисованию. Особое внимание уделяется определенной «законченности» рисунка на каждом этапе, качеству решения поставленной учебной задачи, а так же качественному усвоению учащимися полученных знаний и навыков, с обязательным закреплением их на последующих занятиях.

Дополнительно к практическим заданиям в содержание курса вводится анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа на занятиях репродукций, соответствующих теме задания.

 

Форма занятий.

Основной формой занятий является урок смешанного типа, который проводится 1 раз в неделю по 3 академических часа в 1-м, 2-м, 3-м классах,по4академическихчасав4-м,5-мклассах. При реализации программы

«Живопись» с дополнительным годом обучения, объем аудиторной нагрузки по учебному предмету «Рисунок» в 6-м классе составляет 3 академических часа 1 раз в неделю. Урок включает в себя теоретическую часть – беседу о введении в тему с показом наглядных пособий, таблиц, репродукций, техник и приемов поэтапного ведения работы, - и практическую часть – самостоятельную работу учащихся.Теоретическая часть составляет не более ¼ части урока (15-20мин.). Основную часть времени урока отводится

 

на самостоятельную работу учащихся. В процессе работы над заданием, преподаватель, наблюдая за работой учащихся, акцентирует внимание на общих ошибках, встречающихся в процессе работы нескольких учащихся, а так же дает советы по ведению работы над заданием в индивидуальном порядке. В конце урока проводится просмотр выполненных работ (или этапа ведения работы) с разбором ошибок и акцентированием внимания на работах, выполнение которых ведется грамотно, с учетом поставленной задачи. Важно активное включение учащихся в совместное обсуждение работ, умение дать грамотную оценку своей работы и работы других учеников. По окончании выполнения задания преподавателем

 

выставляются текущие оценки. В завершении урока дается задание на дом для закрепления темы, изучаемой на уроке.

 

Для более прочного усвоения материала по учебному предмету

«Рисунок»в процессе обучения применяется ряд приемов и методов:

 

Приемы и методы обучения:

-       Наглядный показ приемов рисования преподавателем;

-       групповое    обсуждение    домашних    работ    и    учебных    заданий, выполненных в классе;

-       проверка   знаний,   умений   и   навыков,  приобретаемых  учащимися итоговыми контрольными заданиями за полугодие;

-       проверка теоретических знаний блиц опросом в процессе урока;

-       проведение полугодовых просмотров (промежуточная аттестация);

-       активное участие учащихся в выставках , конкурсах и фестивалях различного уровня – от внутри школьных до международных.

 

При проведении занятий по учебному предмету «Рисунок» учтены специфические требования к выбору оборудования и материалов для работы учащихся.

 

Оборудование:

-       мольберты, регулируемые по высоте, стулья, подиумы для постановок (натюрмортные столы);

-       дополнительное освещение – софиты (неменее3 шт.);

-       гипсовый фонд: розетки ,орнаменты, геометрические предметы, слепки античной скульптуры (8-10 шт.), головы обрубовочные , части лица и др.;

-       бытовые предметы для постановок , драпировки;

 

-       классная доска.

 

Материалы:

-       бумага для набросков ,бумага для черчения ,тонированная бумага разного формата от А – 4 до А – 2;

-       простые карандаши разной твердости и мягкости;

-       ластики;

-       скотч малярный;

-       мягкий материал : пастель ,сангина ,соус и др .

 

Основой в работе на уроках рисунка является методическое обеспечение. Для лучшего усвоения знаний необходимо на каждом занятии демонстрировать учащимся наглядные пособия:

 

Методическое обеспечение:

-       таблицы по этапам работы графическими материалами, ориентирующие учащихся на грамотное ведение работы по учебному предмету «Рисунок»;

-       таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры (Г. Баммес), позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека с соблюдением основных пропорций;

-       таблицы из пособия А.П. Лосенко по рисованию головы человека, демонстрирующие основные пропорции человеческой головы, а так же различия в изображении головы ребенка и взрослого человека;

-       репродукции картин, фотографии или мультимедийные изображения памятников и скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;

-       работы из методического фонда школы, позволяющие каждому ученику ориентироваться на уровень выполнения работ учащихся одного с ним возраста.

 

В основу методики преподавания учебного предмета «Рисунок» положены:

-       хронологический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания учащихся;

-       единство воспитания и образования, развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

-       система меж предметных связей (живопись, композиция, история изобразительного искусства , литература, русский язык ,музыка),что

 

позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью;

-       направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

 

При реализации учебного предмета «Рисунок» предусматривается объем времени на самостоятельную работу в объеме 2 учебных часа в неделю в I классе и 3 учебных часа в неделю в последующих классах. Внеаудиторная работа может быть использована как на выполнение домашнего задания обучающимися, так и на посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

 

 

 

Учебно – методическая литература

  1.     АвсиянО.А.Натураирисованиепопредставлению.М.,2002.
  2.      АлехинА.Д.Когданачинаетсяхудожник.М.:Просвещение,1994.
  3.      БаммесГ.Анатомиядляхудожников.Берлин,1989.
  4.     БедаГ.В.Основыизобразительнойграмоты.М.:Просвещение,1969.
  5.      ЕНЁБарчаи.Анатомиядляхудожников.Будапешт,1986.
  6.      КлеберГ.полныйкурсрисункаобнаженнойнатуры.М.,2000.
  7.      Кузнецов А.Ю. атлас анатомии человека для художников. Ростов-на- Дону, 2002.
  8.      КулебякинГ.И.Рисунокиосновыкомпозиции.М.:Высшаяшкола,1978.
  9.      ЛомоносоваМ.Т.Графикаиживопись.М.,2002.
  10.                Методические разработки к программе «Изобразительноеискусство.

М.,1987.

11.         НеменскийБ.Мудростькрасоты.М.:просвещение,1987.

12.         Непомнящий В.М. практическое применение перспективы в станковой картине. М.: просвещение, 1978.

13.         Программа «Изобразительное искусство в школе». М., 1987.

14.         Программа   «Рисунок,    живопись,   скульптура,    композиция   для

Художественных отделений ДХШ и ДШИ».М.,1971.

15. «Рисунок. Примерная учебная программа для детских художественных школ». М., 2002.

 

16. «Рисунок. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств». М., 2005.

17. Рабинович М.Ц. «Изображение головы на основах пластической анатомии». М.: Искусство, 1965

18. Рисунок./Под.ред.А.М.Серова.Просвещение,1975.

19. Рисунок фигуры человека. Техника и материалы./ Под. ред. Г. Элберта.

М.,1998.

20. Ростовцев Н.И.«Учебный рисунок».М.:Просвещение,1976. 21.Сокольникова Н.М. «Основы рисунка». М., 1986.

 

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Материально-технические условия реализации программы«Живопись» по учебному предмету «Рисунок» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ, позволяет обеспечивать качественное ведение учебного процесса.

Материально-техническая база ОУ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам и требованиям охраны труда и здоровья. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы«Живопись»по учебному предмету

«Рисунок» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий, выставочный зал. Помещения для занятий достаточно просторны и освещены согласно нормам СанПин.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Рисунок», оснащены учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Школьная мебель соответствует нормам. В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания (ремонта) мольбертов, стульев, натюрмортных столов и подиумов.

Оборудование учебных кабинетов по рисунку соответствует требованиям и позволяет реализовывать заявленную предпрофессиональную образовательную программу в области изобразительного искусства по учебному предмету «Рисунок».

 

Отделение изобразительного искусства в полном объеме для ведения учебного предмета «Рисунок» укомплектовано натюрмортным и методическим фондом. Для постановок тематических заданий используется натюрмортный фонд (керамика, муляжи, предметы быта) и фонд гипсовых форм и слепков (геометрические тела, розетки, части лица, головы, маски). Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной, учебно- методической литературой, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. Все материалы систематизированы.

Записаться онлайн

Оставьте заявку, мы перезвоним и проконсультируем:

Отзывы клиентов

Мы ценим каждый отзыв наших клиентов

Напишите нам...
Мозаика.))
Телефон:
Наш адрес:
Творческий центр «Мозаика» для детей и взрослых
г. Химки, мкр. Сходня, 2-ой Мичуринский тупик д. 1
Адрес:
Творческий центр «Мозаика» для детей и взрослых
г. Химки, мкр. Сходня, 2-ой Мичуринский тупик д. 1