УТВЕРЖДЕНО
Директор Детской Художественной школы «МОЗАИКА»
Фаттахова О.А._________________
(ИП Фаттахова О.А.)
Приказ № 15 от 30 мая 2024 года
ОДОБРЕНО
Заседанием педагогического совета
Протокол № 5, 28 мая 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа по учебному плану на 2024-2025 уч. год
ПО.01.УП.01 РИСУНОК
Химки 2024
1.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательной программе.
Цель и задачи учебного предмета «Рисунок».
Цель:
Вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками овладения основами рисунка, являющегося ведущей дисциплиной в области изобразительного искусства.
Задачи:
- Обучающие:
обучение учащихся видению, пониманию и умению изображать трехмерную форму и ее пластический характер на двухмерной плоскости листа;
- дать учащимся на уроках рисунка основные понятия:
«пропорция», «симметрия», «линейная, воздушная перспектива», «светотень»;
- научить учащихся основным правилам использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- научить учащихся навыкам владения линией, штрихом, пятном;
- научить учащихся передавать объем предметов с помощью свето-теневых отношений;
- дать учащимся основные знания техник и материалов рисунка, понимание их специфических особенностей;
- научить учащихся передавать фактуру и материальность предметов;
- научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- научить учащихся последовательно вести длительную работу по рисунку.
- Развивающие:
развитие у учащихся эмоционального восприятия, художественного воображения, обеспечивающих реализацию их творческих способностей и становление личности;
- развитие у учащихся зрительных восприятий, целостного видения натуры, ее пространственно-конструктивной основы;
- выработка глазомера и двигательных навыков руки, умения анализировать;
- развитие умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- развитие умения словестно выражать свои мысли при анализе учебных работ (своих и других учащихся) и художественных произведений, логически мыслить, применять специальные термины и понятия;
- развитие у учащихся познавательного интереса в области изобразительного искусства.
- Воспитательные:
воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности;
- формирование у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля своей учебной деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;
- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Место учебного предмета в структуре образовательной программы. Учебный предмет входит: в обязательную часть, в предметную область «Художественное творчество».
Учебный предмет «Рисунок» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание понятий:«пропорция»,«симметрия»,«светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение изображать пространственную конструкцию трехмерной формы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени
Срок реализации учебного предмета «Рисунок» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте – с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
2.Структура и содержание учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Рисунок»:
Таблица1
|
Срок обучения–5лет |
Максимальная учебная нагрузка |
891 |
Количество Часов на аудиторные занятия |
561 |
Количество часов на Внеаудиторную (самостоятельную) работу |
165 |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
групповая.
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Рисунок», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица2
|
Распределение по годам обучения |
||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные Занятия в неделю |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Общее количество Часов на аудиторные занятия по годам |
99 |
99 |
99 |
132 |
132 |
Общее количество Часов на аудиторные занятия |
561 |
||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Общее количество Часов на внеаудиторные (самостоятельные)занятия |
165 |
||||
Максимальное количество часов На занятия в неделю |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Общее максимальное количество Часов по годам |
132 |
132 |
132 |
165 |
165 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
726 |
Распределение учебного материала по годам обучения
Таблица3
Раздел учебного предмета |
Дидактические единицы |
Часы аудиторных занятий |
Примерное содержание самостоятельной работы |
Формы текущего контроля |
|
|
1 класс |
|
|
|
|
|
I полугодие |
|
|
|
|
1.Приобретение навыков рисования. |
Методы и способы работы карандашом, знакомство с его техническими возможностями. Усвоение технических приемов владения карандашом в линейном и тоновом рисунке с натуры, развитие динамики и укрепление мелких мышц кисти руки, развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки. - возможности линейной и тоновой выразительности; - выполнение зарисовок плоских предметов: листьев деревьев разной конфигурации, бабочек. Формат–А-3. |
3ч. |
Проведение разнообразных линий, выполнение тональной растяжки. Зарисовки листьев деревьев, веточек, бабочек. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
2.Ортогональное рисование объемных форм. |
Линейные построения предметов. Развитие зрительных восприятий, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработка навыков грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги. Изучение понятия «пропорция», «симметрия». Начальные представления о конструкции предметов. - Линейные построения симметричных предметов, расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и характер (пиала, ваза, кринка); - Линейные построения не симметричных предметов(овощи, фрукты). Формат–А-3. |
3ч. |
Зарисовки симметричных(предметы быта)и несимметричных предметов(овощи, фрукты). |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
3.Изучение линейно- конструктивного построения геометрических тел. |
Переход от ортогонального изображения к выраженной трехмерности. Изучение правил построения простых геометрических тел, располагающихся ниже линии горизонта. Определение положения предмета в пространстве с использованием Начальных знаний наглядной линейной перспективы (постановка на плоскость, учет уровня зрения). Понятие о свето-тени. - Куб. Последовательность построения. Линейно-конструктивный рисунок с легкой свето-теневой проработкой. - Цилиндр. Вычерчивание круга и овалов. Последовательность построения. Линейно-конструктивный рисунок с легкой свето- теневой проработкой. - Шар, конус. Последовательность построения. Линейно- Конструктивный рисунок с легкой свето-теневой проработкой. Формат–А-3. |
9ч. |
Зарисовки спичечных коробков, книги других предметов, близких кубу. Зарисовки несимметричных (овощи, фрукты)и симметричных предметов, близких по форме шаровидным, коническими цилиндрическим телам. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
4.Знакомство с наглядной перспективой. |
Рисунок1-2хгеометрическихтелнаразличныхвысотахпоотношению К линии горизонта. Изучение построения геометрических тел в зависимости от расположения относительно линии горизонта, пересекающей эти предметы в их нижней части (выше, ниже и на уровне линии горизонта). Формат–А-3. |
3ч. |
Зарисовки Различных бытовых предметов с линией горизонта, Пересекающей их. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
|||||
5.Изучение линейно- конструктивного построения предметов на базе построения геометрических тел. |
Закрепление знаний по наблюдательной перспективе. Анализ элементов, образующих форму и построение предметов в пространстве с учетом линейной перспективы. - Линейно-конструктивные построения предметов быта, близких шаровидным, коническим и цилиндрическим формам и распределение света и тени по ним. - Линейно-конструктивные построения предметов, близких по форме кубу, и распределение света и тени по ним. Формат–А-3. |
9ч. |
Линейно- конструктивные построения предметов быта, различных по форме и размеру с легкой светотеневой проработкой. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
6. Несложный Натюрморт из2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме, на светлом фоне. |
Изображение предметов, организованных в единую композиционную Группу в условиях верхнего бокового освещения. Определение положения предметов в пространстве и по отношению друг к другу с использованием начальных знаний линейной перспективы (постановка на плоскость, учет уровня зрения).Линейно-конструктивное Построение с учетом воздушной перспективы. Светотеневая моделировка Формы предметов. Формат–А-3. |
9ч. |
Зарисовки отдельных предметов с моделировкой формы свето-тенью. Рисунки несложных натюрмортовиз2- 3-хпредметовс Выявлением объема. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
7. Тональный натюрморт из2-3-х предметов, включая гипсовое геометрическое тело. |
Последовательное ведение работы при рисовании натюрморта. Композиционное размещение. Определение соотношений общих масс предметов и их пропорций. Линейно-пространственное построение форм предметов. Выявление объема предметов средствами светотени. Цельность и завершенность. Формат–А-3. |
12ч. |
Рисунки несложных натюрмортовиз2- 3-х предметов с выявлением объема средствами светотени. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
II полугодие |
|
|
|
|
8.Натюрморт из 2-х предметов с чучелом птицы. |
Рисунок группы разномасштабных и разно фактурных предметов. Предварительный анализ постановки. Композиционное размещение двух- трех предметов на одном листе с учетом пропорциональных соотношений предметов между собой. Получение знаний о конструктивно-анатомических и пропорциональных особенностях строения птиц. Линейно-конструктивное построение предметов натюрморта в пространстве. Передача разности фактур. Цельность и завершенность светотеневого рисунка. Формат–А-3. |
12ч. |
Зарисовки Домашних птиц (попугаи, канарейки, куры и др.) в различных ракурсах в сочетании с другими предметами (кормушка для птиц, клетка, насест и др.) |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
9.Тематический натюрморт из 2-4-х бытовых предметов, контрастных по форме и тону, на светлом фоне драпировки без складок. |
Рисунок группы предметов, объединенных единой темой. Взаимное расположение предметов в пространстве. Последовательное ведение работы по рисунку. Постепенное повышение требований к выполнению заданий с усложнением учебных задач, закрепление навыков Выполнения линейно-конструктивного построения. Выявление формы Средствами светотени. Цельность и завершенность. Формат–А-3. |
8ч. |
Рисунки тематических натюрмортовиз2-4 предметов. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
10.Несложный натюрморт в интерьере. |
Тематическийнатюрмортиз2-3-хкрупныхпредметовнаполу. Применение правил линейной перспективы в изображении более крупных объектов, расположенных значительно ниже уровня глаз(на полу). Конструктивный анализ формы. Передача глубины пространства Средствами светотени. Возможен вариант выполнения постановки мягким материалом(знакомство с выразительными возможностями различных материалов и графических техник). Формат–А-3. |
15ч. |
Рисунки натюрмортов из крупных бытовых предметов в интерьере(обувь, сумки, корзины с фруктами, ведро, савок, пылесос и др.) |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
11.Экзаменационная постановка: натюрморт из3-х предметов быта на фоне однотонной драпировки. |
Заданиенавыявлениезнанийиумений,полученныхучащимисяза1-й год обучения. Последовательность ведения работы над натюрмортом. Грамотное композиционное размещение в листе и линейно-конструктивное Построение с учетом воздушной перспективы. Передача объема в пространстве. Цельность и завершенность светотеневого рисунка. Формат–А-3. |
12ч. |
Рисунки различных Натюрмортов из2-3 предметов с применением однотонной драпировки. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
12.Наброски фигуры человека(выполняются на занятиях по 20-30мин.во втором полугодии с использованием различных графических материалов). |
Первоначальная анатомическая грамота при изображении фигуры человека. Изучение основных пропорциональных особенностей строения фигуры человека. Передача позы, движения за короткий промежуток времени. Навыки передачи большой формы без деталировки. Формат–А-3. |
4ч. |
Краткосрочные наброски фигуры человека(членов семьи, подруг, друзей)в простых и более сложных позах. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
2 класс |
|
|
|
|
|
I полугодие |
|
|
|
|
13.Натюрморт из 3-х геометрических тел на гладком фоне. |
Углубление восприятия формы за счет познания конструктивной Основы при рисовании геометрических тел. Грамотная компоновка в листе. Четкое линейно-конструктивное построение в соответствии с расположением предметов постановки к Линии горизонта. Распределение света и тени по геометрическим телам. Связь предметов натюрморта в пространстве. Формат–А-3. |
9ч. |
Рисунки несложных натюрмортов из 2- 3-х предметов с выявлением объема средствами светотени. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
14.Натюрморт из3-х предметов: чучело птицы, геометрическое тело, бытовой предмет, близкий по форме к геометрическому телу. |
Задание на передачу разности фактур, материальности предметов натюрморта. Анализ формы предметов. Углубление знаний о пропорциональных и анатомических особенностях строения птиц, связь с другими предметами в постановке. Соблюдение тональных отношений между предметами. Попытка передачи фактуры предметов за счет техники штриха. Умение обобщать. Тональное решение рисунка. Формат–А-3. |
12ч. |
Зарисовки Домашних птиц и животных в Различных позах и ракурсах в сочетании с другими предметами. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
15.Зарисовки фигуры человека в спокойной позе(две зарисовки по 3 часа). |
Развитие понимания формы и конструкции человеческого тела. Анализ сложной формы тела человека. Развитие способности к наблюдению, глазомера. Определение пропорций фигуры человека, точек опоры, наклона и поворота туловища. Формирование умения лаконичными Средствами и в обобщенной трактовке передавать остроту движения и Основные пропорции. Передача характера модели. Формат–А-3. |
4ч. |
Наброски и Зарисовки фигуры человека (членов семьи, подруг, друзей)в простых и более сложных позах. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
16.Рисунок гипсового несложного орнамента или розетки(звезда). |
Восприятие формы гипсового рельефа посредством анализа Конструктивной основы. Грамотная компоновка рисунка в листе. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Закрепление навыков системы рисования по Парным точкам и плоскостям. Значение линии в передаче глубины пространства. Светотеневое решение. Формат–А-3. |
11ч. |
Повторение этапов построения гипсового рельефа по памяти. Зарисовки объемных предметов, расположенных на стене(часы, малые декоративные формы). |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
17.Тематический натюрморт из 3-х предметов на фоне однотонной драпировки. |
Рисунок группы предметов, близких по форме геометрическим телам, в неглубоком пространстве, объединенных единой темой. Выявление способностей учащихся к анализу формы предметов и большей самостоятельности в работе над заданием. Закрепление правил построения предметов, близких по форме геометрическим телам. Применение знаний воздушной перспективы. Совершенствование умений и навыков в работе светотеневыми отношениями(тоном)как средством передачи объема и тональной характеристики предметов, их освещенности. Законченность натюрморта. Формат–А-3. |
12ч. |
Рисунки натюрмортовиз3- 4-х предметов, объединенных единой тематикой. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
II полугодие |
|
|
|
|
18.Несложная постановка в интерьере натюрморт на табурете |
Рисунок натюрморта. Изображение глубокого пространства. Выбор формата рисунка в пределах заданного размера, грамотная компоновка. Приобретение навыков построения натюрморта В глубоком пространстве с применением знаний линейной перспективы. Передача глубины пространства. Рисунок линейно-конструктивный, светотеневой. Формат–А-3. |
12ч. |
Зарисовки частей домашнего интерьера. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
19.Рисунок складок светлой однотонной драпировки. |
Конструктивно-пластическое построение складок свисающей ткани. Анализ конструкции драпировки на основе ее опорных точек. Изучение образования складок и выявление их формы через знания распределения света и тени по простейшим геометрическим телам. Ритмичность света и Тени с учетом источника освещения. Формат–А-3. |
12ч. |
Зарисовки складок свисающей ткани, одежды. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
20.Натюрморт из3-х предметов, включающий несложный орнамент с ярко выраженными складками. |
Рисунок группы предметов с гипсовой розеткой высокого рельефа, в неглубоком пространстве с применением драпировки со складками. Композиционное расположение предметов натюрморта драпировки в листе с учетом пропорциональных соотношений друг к другу. Последовательность ведения работы над постановкой. Выявление пространственных планов и степени освещенности. Формат–А-3. |
15ч. |
Рисунки несложных натюрмортов из 2- 3-хпредметовбыта со складками драпировки, способствующими живости создаваемого образа. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
21.Экзаменационная тематическая постановка(«Детские игрушки», «Столярные инструменты» и др.). |
Итоговое задание из2-3-х предметов, объединенных единой темой, с Разноокрашенными драпировками на выявление знаний и умений, полученных учащимися за учебный год. Выявление смыслового и композиционного центра. Последовательность выполнения рисунка. Соблюдение законов перспективы в неглубоком пространстве. Передача тональной насыщенности предметов натюрморта и световоздушной среды. Возможно выполнение в мягком материале(закрепление навыков владения различными материалами). Формат–А-3. |
12ч. |
Рисунки различных натюрмортовиз2-3 предметов с применением разноокрашенных драпировок со складками. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
3класс |
|
|
|
|
|
I полугодие |
|
|
|
|
22.Натюрмортиз3-4- Геометрических тел на однотонной Драпировке с ярко выраженными складками. |
Изображение пространственных форм(геометрических тел)в Различных ракурсах, располагающихся на разных высотах, с применением драпировок. Повторение и закрепление основных принципов конструктивного Построения геометрических тел, постановка предметов на плоскости с учетом пропорциональности, перспективных сокращений, с легким тональным решением. Формат–А-2. |
15ч. |
Зарисовки группы Геометрических тел по памяти и представлению. Рисунки линейно- Конструктивные с легкой светотеневой проработкой. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
23.Рисунок несложной постановки расположенной ниже уровня глаз. |
Изображение крупных объектов в ограниченном пространстве. Анализ взаимодействия больших масс. Закрепление знаний линейно- конструктивного построения в соответствии с линией горизонта. Умение комбинировать линию и средства передачи светотени. Возможен мягкий материал. Тональное решение постановки. Формат–А-2. |
15ч. |
Зарисовки частей интерьера (домашнего, общественных зданий–библиотек, магазинов и др.) |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
24.Тематический натюрмортиз3-4-х предметов, различных по форме, объему, материалам с применением драпировок со складками. |
Углубление изучения неподвижной натуры в работе над более сложными натюрмортами, расположенными в глубоком пространстве. Закрепление практических навыков по учебному рисованию натюрмортов. Развитие навыков цельности видения, умения самостоятельно анализироватьконструктивно-пространственныесвойстваизображаемого. Взаимодействие предметов натюрморта и окружающей среды. Формат–А-2. |
18ч. |
Рисунки различных натюрмортов из предметов более сложной формы, объединенных единой темой, с применением различных графических техник. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
II полугодие |
|
|
|
|
25.Рисунок |
Принцип работы с асимметричными формами гипсового рельефа. Соотношение его с другими предметами постановки. Композиционное размещение элементов постановки в листе. Закрепление умения анализировать форму рельефа. Выявление конструктивной сущности, составляющей общую форму, соотношения пропорциональных частей рельефа между собой и с целым. Тональное решение. Формат–А-2. |
15ч. |
Зарисовки |
Просмотр |
|
асимметричного гипсового орнамента с драпировкой |
|
асимметричного гипсового орнамента по |
аудиторных и самостоятельных работ |
||
(возможно в |
|
памяти. Натурные |
|
||
сочетании с |
|
Зарисовки складок |
|
||
предметом быта |
|
Свисающей ткани. |
|
||
небольшого размера). |
|
|
|
||
26.Рисунки частей Лица гипсовой головы Давида: носа, глаза, губ, уха. |
Пространственно-конструктивное построение формы с гипсовых слепков деталей головы Давида. Анализ формы и строения гипсовых деталей(нос, глаз, губы, ухо).Соотношение основных масс, последовательность и методика выполнения рисунка каждой из деталей. Умение работать последовательно. Тональное решение. Формат–А-2. |
15ч. |
Портретные зарисовки членов семьи и друзей линейно- конструктивного характера с легкой светотенью. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
27.Экзаменационная постановка с гипсовой розеткой высокого рельефа или гипсовой античной маской и другими2-3-мя предметами быта из различного материала на фоне драпировки со складками. |
Натюрморт из предметов, объединенных общим замыслом, различных по форме, тону и материалу, с применением драпировок на выявление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение учебного года. Твердое знание учащимися основополагающего принципа реалистического рисунка–построение формы на плоскости листа с последующим выявлением с помощью светотени объема, тональных отношений фактуры и освещенности изображаемых предметов. Формат–А-2. |
21ч. |
Рисунки натюрмортовиз5- 6-и предметов, различных по форме, тону и материалу с выявлением объема средствами светотени. Зарисовки складок свисающей ткани. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
4класс |
|
|
|
|
|
I полугодие |
|
|
|
|
28.Рисунок гипсовой Головы-обрубовки. |
Объемно-пространственный поэтапный метод (от общего к частному) в рисунке головы-обрубовки. Изучение конструктивных формообразующих плоскостей обрубовки. Углубление знаний об анатомическом строении головы человека. Связь отдельных частей в единое целое. Конструктивное построение, тональная передача объема. Формат–А-2. |
16ч. |
Портретные зарисовки родителей, друзей с конструктивным анализом формы. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
29.Рисунок черепа человека в двух ракурсах. |
Особенности рисования модели черепа человека. Анатомический анализ строения черепа и его основных узлов. Получение знаний о конструктивном построении формы. Поэтапный метод пластического освоения формы в рисунке. Формат–А-2 |
20ч. |
Портретные зарисовки родителей, друзей. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
30.Зарисовки |
Передача анатомических пластических особенностей человека в |
8ч. |
Наброски и |
Просмотр |
|
Фигуры человека (живая натура). |
краткосрочных зарисовках. Анализ соразмерности всех частей человеческого тела на базе знания анатомии человека. Определение высоты головы как модульной единицы. |
|
Зарисовки фигуры человека (членов семьи, подруг, |
аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
Постановка фигуры на плоскость(точки опоры, центр тяжести, правило |
|
друзей) в более |
|
|
|
«контрапоста»).Работа над пластикой фигуры. Моделирование формы |
|
Сложных позах. |
|
|
|
светотенью. |
|
|
|
|
|
Формат–А-3(для каждой зарисовки). |
|
|
|
|
31.Рисунок гипсовой античной головы. |
Методические принципы рисования классической головы. Композиционный поиск в формате. Анализ пластической формы головы, ее характера (пропорциональные отношения, поворот, положение оси головы и шеи по отношению друг к другу), пространственного расположения. Соблюдение пропорций частей лица. Конструктивное построение и лепка большой формы светотенью. Владение линией, штрихом, пятном. Требование законченности. Формат–А-2. |
20ч. |
Портретные зарисовки родителей, друзей. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
II полугодие |
|
|
|
|
32. Рисунок острохарактерной гипсовой головы с фрагментом грудной клетки. |
Углубленное изучение пластических качеств и конструктивных особенностей головы человека, методической последовательности. Изучение пространственных взаимосвязей головы, шеи и фрагмента грудной клетки, их осевого взаиморасположения, ритмического характера композиции. Пропорциональные отношения и выявление большой формы. Тональное решение. |
20ч. |
Портретные зарисовки родителей, друзей в различных ракурсах при контрастном освещении. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
33.Рисунок головы человека с живой модели.
|
Выполнение тонального рисунка головы натурщика. Основные сведения о пропорциях и индивидуальных пластических особенностях головы человека. Закрепление знаний об анатомическом строении головы человека, взаимосвязь элементов черепа и мышечной структуры. Анализ пластической формы лица, выявление пропорциональных особенностей портретируемого. Закрепление навыков моделирования большой формы тоном,целостность восприятия.Передача освещенности,характера модели. Тональное решение задания. Формат–А-2. |
20ч. |
Портретные зарисовки родителей, друзей в различных ракурсах при контрастном освещении. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
34.Зарисовки Фигуры человека в интерьере. |
Закономерности изображения человека в глубоком пространстве. Изучение положения фигуры в пространстве.Применение законовлинейнойивоздушнойперспективывизображениичастиинтерьера. Передача пластических особенностей данной модели. Соблюдение пропорций, выявление характера. Тональный разбор освещенных и теневых частей. Передача глубины пространства. Выбор материала и техники исполнения в зависимости от поставленных задач. Формат–отА-4до А-3. |
8ч. |
Выполнение Набросков фигуры в интерьере (линейных и тональных)с применением различных материалов. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
35.Экзаменационная постановка из 4-5 предметов, различных по форме, объему, материалу, расположенных на различных уровнях с применением разнофактурных драпировок.
|
Итоговое задание. Последовательность рисования натюрморта любой сложности, основанная на принципах академической школы: от общего – к частному и опять – к общему. Требование осознанного и грамотного использования приемов линейной и Воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных Предметов тоном. Особое внимание–на композиционную заполняемость листа, на умение подчинить второстепенное главному. Передать материальность предметов, глубину пространства. Формат–А-2. |
20ч. |
Составление тематического натюрморта в домашних условиях. Выполнение рисунка натюрморта с выявлением объема средствами свето- тени. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
5класс |
|
|
|
|
|
I полугодие |
|
|
|
|
36.Зарисовки античнойголовыв2- 3-хракурсах и в разных положениях относительно линии горизонта. |
Дальнейшее накопление и углубление понимания основных принципов построения головы человека. Анализ строения гипсовой головы с разных ракурсов. Закрепление основных принципов и особенностей построения гипсовой головы с учетом линии горизонта и местоположения рисующего. Выявление большой формы. Легкая светотеневая проработка. Формат–А-2(3зарисовкинаодномлисте) |
8ч. |
Выполнение копирования рисунков головы человека с работ известных художников. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
37. Рисунок острохарактерной гипсовой головы римского периода или эпохи Возрождения. |
Передача повышенной экспрессии в изображении гипсовой головы. Анализ конструктивно-анатомического строения головы. Определение ракурса(оси поворота головы и шеи по отношению друг к другу), пространственного положения. Закрепление знаний о конструктивном построении формы. Выявление остроты характера, выразительности формы лица. Тональное решение. Формат–А-2. |
20ч. |
Выполнение краткосрочных портретных Набросков и зарисовок с передачей душевного состояния, мимики лица. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
38. Короткий рисунок скелета человека и рисунки его фрагментов. |
Знакомство со скелетом как с конструктивным остовом фигуры человека. Получение знаний по пластической анатомии, пропорциональные и пространственные взаимоотношения, составляющих фигуру человека, форм. |
16ч. |
Зарисовки из анатомического атласа и других учебных пособий по пластической анатомии. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ. |
|
39.Тематический натюрморт из крупных предметов на полу с введением складок свисающей ткани. |
Изображение крупных объектов в глубоком пространстве, расположенных на разных уровнях по отношению друг к другу. Анализ взаимодействия больших масс. Закрепление знаний линейно- конструктивного построения предметов, расположенных значительно ниже линии горизонта. Передача пространства средствами светотени. Передача материальности предметов, тональной насыщенности и характера освещения. Цельность изображения. Тональное решение постановки. Формат–А-2. |
20ч. |
Зарисовки натюрмортов из крупных предметов на полу, объединенных единой темой. Зарисовки городского пейзажа. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ |
|
|
II полугодие |
|
|
|
|
40. Рисунок полуфигуры человека с руками. |
Торс человека и его пластическое устройство. Поэтапное изучение фигуры человека, реализация полученных знаний в работе с живой моделью. Получение пластических и анатомических знаний, пространственные и пропорциональные отношения частей и целого. Формат – А-2. |
24ч. |
Наброски и зарисовки полуфигуры человека. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ. |
|
41. Рисунок гипсовой фигуры "экорше" |
Основы пластической анатомии фигуры человека. Знакомство с мышечным строением человека. Передача его пространственной сути. Взаимосвязь пластических качеств форм фигуры с мышечным покровом. Формат – А-2 |
20ч |
Зарисовки из учебных пособий с пластической анатомии. Наброски и зарисовки фигуры человека. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ. |
|
42. Экзаменационная постановка. Тональный рисунок сидящей фигуры в интерьере. |
Фигура человека в интерьере. Пространственная и композиционная взаимосвязь фигуры с элементами интерьера. Применение законов линейной и воздушной перспективы. Выявление пластических особенностей модели, соблюдение пропорций в фигуре и в элементах интерьера. Тональный разбор освещенных и теневых частей. Работа возможна мягким материалом. Формат – А-2. |
24ч. |
Зарисовки фигуры человека в интерьере. |
Просмотр аудиторных и самостоятельных работ. |
3.Формы и методы контроля,система оценок
- 1. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательным учреждением могут использоваться контрольные уроки, просмотры учебно- творческих работ и тематические выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация с выставлением оценок проводится в форме просмотров учебных и творческих работ.
По окончании полугодий учебного года по учебному предмету
«Рисунок»выставляются оценки.
Требования к промежуточной аттестации
Таблица4
Класс |
Форма промежуточной аттестации/Требования |
Содержание промежуточной аттестации |
|
|
Просмотр учебных и творческих работ/ Выполнение полного объема аудиторных работ и Самостоятельных домашних заданий по изученным темам |
Список заданий |
Количество заданий |
1 |
I полугодие. Знания - понятий:«пропорция»,«симметрия» «линейная , воздушная перспектива», «светотень». Умения - компоновать в листе; - использовать приемы линейной и воздушной перспективы; - передавать объем несложных предметов при помощи свето-теневых отношений. Навыки - владения техническими приемами при работе карандашом (линия, штрих); - наличие первоначальных навыков передачи объема предметов при помощи свето- теневых отношений. |
I полугодие. |
12 4 8
|
|
Аудиторные работы: |
||
|
длительные, |
||
|
краткосрочные; |
||
|
Самостоятельные |
||
|
(домашние)работы: |
||
|
длительные, |
||
|
упражнения, |
||
|
наброски,зарисовки. |
||
|
II полугодие. Знания - теории по учебному предмету«Рисунок», - законов перспективы; - наличие первоначальной анатомической грамоты при изображении чучела птицы; - наличие первоначальной анатомической грамоты при изображении человека. Умения - анализировать сложную форму предметов; - самостоятельно компоновать предметы в листе; - грамотно использовать приемы линейной и воздушной перспективы; - моделировать форму предметов тоном. Навыки - в выполнении линейного,свето-теневого |
II полугодие. |
5 4 1
|
Аудиторные работы: |
|||
длительные, |
|||
краткосрочные; |
|||
Самостоятельные |
|||
(домашние)работы: |
|||
длительные, |
|||
Наброски ,зарисовки. |
|
рисунка; - наличие первоначальных навыков последовательного ведения длительной работы по рисунку. |
|
|
2 |
I полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок»,соответствующих уровню подготовки учащихся; - анатомических особенностей строения человека. Умения - самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач, начиная с компоновки; - последовательно вести длительную работу по рисунку; - грамотно передавать пропорции фигуры человека в несложных характерных позах в краткосрочных зарисовках. Навыки - свободного владения приемами линейной и воздушной перспективы; - грамотного владения линией, штрихом, пятном. |
I полугодие. |
5 4 1
|
|
Аудиторные работы: |
||
|
длительные, |
||
|
краткосрочные; |
||
|
Самостоятельные |
||
|
(домашние)работы: |
||
|
длительные, |
||
|
наброски,зарисовки. |
||
|
II полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок»,соответствующих уровню II класса. Умения - самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач, начиная с компоновки; - анализировать конструктивно-пластическое образование складок ткани на основе ее опорных точек; - умение моделировать форму сложных предметов тоном. Навыки - грамотного использования приемов линейной и воздушной перспективы при рисовании крупных масштабных объектовв интерьере; - наличие первоначальных навыков передачи фактуры и материальности предметов; - наличие первоначальных навыков в работе мягким материалом. |
II полугодие. |
4 4 0
|
Аудиторные работы: |
|||
длительные, |
|||
краткосрочные; |
|||
Самостоятельные |
|||
(домашние)работы: |
|||
длительные, |
|||
наброски,зарисовки. |
|||
3 |
I полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок»,соответствующих уровню подготовки учащихся; - выразительных возможностей различных материалов и графических техник и применение их в практических заданиях. Умения - самостоятельно осуществлять решение поставленных учебных задач; |
I полугодие. |
3 3 0
|
|
Аудиторные работы: |
||
|
длительные, |
||
|
краткосрочные; |
||
|
Самостоятельные |
||
|
(домашние)работы: |
||
|
длительные, |
||
|
Наброски , зарисовки. |
|
- грамотно применять законы перспективы при изображении пространственных форм в различных ракурсах, располагающихся на разных высотах с применением драпировок; - последовательно вести работу над длительным заданием. Навыки - передачи фактуры и материала предмета; - передачи пространства средствами штриха и светотени. |
|
|
|
II полугодие. |
II полугодие. |
|
Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок»,соответствующих уровню III |
Аудиторные работы: длительные, краткосрочные; |
3 3 0 |
|
класса. |
|
|
|
Умения |
Самостоятельные |
|
|
- анализировать и изображать геометрические формы повышенной сложности (гипсовые розетки)с применением знаний линейной и |
(домашние)работы: длительные, наброски , зарисовки. |
|
|
воздушной перспективы; |
|
|
|
- применять знания пространственно- |
|
|
|
конструктивного построения при рисовании |
|
|
|
Гипсовых слепков деталей головы Давида |
|
|
|
(глаз , нос , губы); |
|
|
|
- анатомически грамотно изображать человека |
|
|
|
с натуры и по памяти в различных позах и |
|
|
|
ракурсах; |
|
|
|
- последовательно вести работу над заданием |
|
|
|
и доводить рисунок до необходимой степени |
|
|
|
законченности. |
|
|
|
Навыки |
|
|
|
- в выполнении линейного, светотеневого и |
|
|
|
тонального рисунка; |
|
|
|
- грамотного использования приемов |
|
|
|
линейной и воздушной перспективы в |
|
|
|
заданиях различной степени сложности. |
|
|
|
4 |
I полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок», соответствующих уровню подготовки учащихся. Умения - анализировать строения черепа человека на основе базовых знаний с последующим выполнением каркасных конструктивных рисунков; - выполнять объемно-конструктивные рисунки гипсовой головы; - умение моделировать форму сложных предметов тоном. Навыки - технической грамотности при рисовании постановок различной сложности; - совершенствование навыков передачи фактуры и материальности предметов. |
I полугодие. |
5 4 1
|
|
Аудиторные работы: |
||
|
длительные, |
||
|
краткосрочные; |
||
|
Самостоятельные |
||
|
(домашние)работы: |
||
|
длительные, |
||
|
наброски, зарисовки. |
||
|
II полугодие. Знания - теории методологии по учебному предмету «Рисунок», соответствующих уровню IV |
II полугодие. |
|
Аудиторные работы: длительные, краткосрочные; |
4 3 1 |
|
класса. Умения - моделировать форму тоном при рисовании головы человека живой модели; - грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы при рисовании фигуры человека в глубоком пространстве; - свободное владение различными графическими техниками. Навыки - выполнения линейного и живописного рисунка; - передачи пространства средствами штриха и светотени |
Самостоятельные (домашние)работы: длительные, Наброски ,зарисовки. |
|
5 |
I полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок», соответствующих уровню подготовки учащихся. Умения - производить анализ анатомического строения головы любой сложности; - передавать остроту характера и выразительность форм лица; - анализировать и изображать на двухмерной плоскости сложные архитектурные формы. Навыки - свободного владения техникой выполнения линейных, светотеневых и тональных рисунков; - передачи фактуры и материальности предметов; - передачи глубины пространства графическими средствами. |
I полугодие. |
4 3 1
|
|
Аудиторные работы: |
||
|
длительные, |
||
|
краткосрочные; |
||
|
Самостоятельные |
||
|
(домашние)работы: |
||
|
длительные, |
||
|
Наброски ,зарисовки. |
||
|
II полугодие. Знания - теории и методологии по учебному предмету «Рисунок», соответствующих уровню V класса. Умения - последовательно самостоятельно вести работу над постановками, расположенными в глубоком пространстве (в интерьере) с введением сложных складок драпировок; - профессионально и творчески подходить к выполнению каждого задания. Навыки - владения линией, штрихом, пятном при выполнении задания различной сложности; - грамотного использования различных графических техник и свойств материалов для передачи живописного характера в рисунке. |
II полугодие. |
3 3 0
|
Аудиторные работы: |
|||
длительные, |
|||
краткосрочные; |
|||
Самостоятельные |
|||
(домашние)работы: |
|||
длительные, |
|||
наброски, зарисовки. |
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
- 2. Система оценок.
Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года.
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать:
1) Оценку, которую ученик получил за контрольную постановку;
2) Результаты текущего контроля успеваемости;
3) Творческие достижения ученика за учебный год.
- 3. Критерии оценок.
Объем работ составляет 90-100% от общего количества заданий, соответствующих программным требованиям. Точное выполнение поставленной задачи каждого конкретного задания:
- Грамотная компоновка в листе;
- четкое линейно-конструктивное построение, понимание формы и конструкции предмета (предметов) постановки;
- передача объема предмета (предметов) в пространстве средствами светотени на высоком уровне;
- выразительная передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке);
- цельность и завершенность рисунка (линейного, свето-теневого, тонального, в зависимости от поставленной задачи);
- высокий технический и художественный уровень выполненного задания.
Объем работ составляет не менее 70-80% от общего количества заданий. Поставленная задача каждого конкретного задания из представленного объема работ выполнена в полном объеме.
Объем работ составляет 90-100% от общего количества заданий, что может соответствовать оценке «5», но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена неполно:
- компоновка в листе с небольшими нарушениями;
- небольшие неточности в определении пропорций предметов и в линейно-конструктивном построении;
- неполное владение техническими навыками в возрастной категории учащегося;
- незначительные нарушения при передаче объема предмета (предметов) в пространстве средствами светотени;
- передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке) на хорошем уровне;
- цельность и завершенность рисунка (линейного, светотеневого, тонального) не достигнута в полном объеме.
Объем работ составляет от 50 до 60% от общего количества заданий, но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена на хорошем уровне.
Объем работ составляет не менее 90% от общего количества заданий, что может соответствовать оценкам «4» и «5», но поставленная задача каждого конкретного задания выполнена на низком уровне:
- компоновка в листе выполнена со значительными нарушениями;
- серьезные неточности при определении пропорций предметов и в линейно-конструктивном построении;
- плохое владение техническими навыками в возрастной категории учащегося;
- неумение передать объем предмета (предметов) в пространстве средствами светотени;
- передача фактуры и материальности предметов (если такая задача поставлена перед учащимся в данной конкретной постановке) не достигнута;
- неумение методически грамотно вести работу над заданием.
Объем работ составляет менее 50% от общего количества заданий, но уровень выполненных работ соответствует оценке «3».
Объем работ составляет не менее 50%, но поставленная задача каждого конкретного задания не выполнена, качество представленных работ не соответствует программным требованиям и уровню выполнения заданию по учебному предмету:
- грубые нарушения в компоновке;
- неумение самостоятельно вести работу;
- отсутствие понятия линейно-конструктивного построения;
- отсутствие технических навыков в возрастной категории учащихся;
- полное отсутствие цельности и завершенности рисунка (линейного, светотеневого, тонального).
4. Методическое обеспечение учебного процесса
Учебный предмет «Рисунок» является ведущей дисциплиной в системе дополнительного предпрофессионального образования детей и подростков.
Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных заданий, что способствует прочному усвоению курса по учебному предмету «Рисунок».На занятиях учащиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а так же осваивают технические приемы рисунка, познают их выразительные возможности посредством знакомства с работой различными материалами: уголь, сангина, соус, пастель и т.д.
Данная программа предусматривает классическую методику обучения рисованию. Особое внимание уделяется определенной «законченности» рисунка на каждом этапе, качеству решения поставленной учебной задачи, а так же качественному усвоению учащимися полученных знаний и навыков, с обязательным закреплением их на последующих занятиях.
Дополнительно к практическим заданиям в содержание курса вводится анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа на занятиях репродукций, соответствующих теме задания.
Форма занятий.
Основной формой занятий является урок смешанного типа, который проводится 1 раз в неделю по 3 академических часа в 1-м, 2-м, 3-м классах,по4академическихчасав4-м,5-мклассах. При реализации программы
«Живопись» с дополнительным годом обучения, объем аудиторной нагрузки по учебному предмету «Рисунок» в 6-м классе составляет 3 академических часа 1 раз в неделю. Урок включает в себя теоретическую часть – беседу о введении в тему с показом наглядных пособий, таблиц, репродукций, техник и приемов поэтапного ведения работы, - и практическую часть – самостоятельную работу учащихся.Теоретическая часть составляет не более ¼ части урока (15-20мин.). Основную часть времени урока отводится
на самостоятельную работу учащихся. В процессе работы над заданием, преподаватель, наблюдая за работой учащихся, акцентирует внимание на общих ошибках, встречающихся в процессе работы нескольких учащихся, а так же дает советы по ведению работы над заданием в индивидуальном порядке. В конце урока проводится просмотр выполненных работ (или этапа ведения работы) с разбором ошибок и акцентированием внимания на работах, выполнение которых ведется грамотно, с учетом поставленной задачи. Важно активное включение учащихся в совместное обсуждение работ, умение дать грамотную оценку своей работы и работы других учеников. По окончании выполнения задания преподавателем
выставляются текущие оценки. В завершении урока дается задание на дом для закрепления темы, изучаемой на уроке.
Для более прочного усвоения материала по учебному предмету
«Рисунок»в процессе обучения применяется ряд приемов и методов:
Приемы и методы обучения:
- Наглядный показ приемов рисования преподавателем;
- групповое обсуждение домашних работ и учебных заданий, выполненных в классе;
- проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися итоговыми контрольными заданиями за полугодие;
- проверка теоретических знаний блиц опросом в процессе урока;
- проведение полугодовых просмотров (промежуточная аттестация);
- активное участие учащихся в выставках , конкурсах и фестивалях различного уровня – от внутри школьных до международных.
При проведении занятий по учебному предмету «Рисунок» учтены специфические требования к выбору оборудования и материалов для работы учащихся.
Оборудование:
- мольберты, регулируемые по высоте, стулья, подиумы для постановок (натюрмортные столы);
- дополнительное освещение – софиты (неменее3 шт.);
- гипсовый фонд: розетки ,орнаменты, геометрические предметы, слепки античной скульптуры (8-10 шт.), головы обрубовочные , части лица и др.;
- бытовые предметы для постановок , драпировки;
- классная доска.
Материалы:
- бумага для набросков ,бумага для черчения ,тонированная бумага разного формата от А – 4 до А – 2;
- простые карандаши разной твердости и мягкости;
- ластики;
- скотч малярный;
- мягкий материал : пастель ,сангина ,соус и др .
Основой в работе на уроках рисунка является методическое обеспечение. Для лучшего усвоения знаний необходимо на каждом занятии демонстрировать учащимся наглядные пособия:
Методическое обеспечение:
- таблицы по этапам работы графическими материалами, ориентирующие учащихся на грамотное ведение работы по учебному предмету «Рисунок»;
- таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры (Г. Баммес), позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека с соблюдением основных пропорций;
- таблицы из пособия А.П. Лосенко по рисованию головы человека, демонстрирующие основные пропорции человеческой головы, а так же различия в изображении головы ребенка и взрослого человека;
- репродукции картин, фотографии или мультимедийные изображения памятников и скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;
- работы из методического фонда школы, позволяющие каждому ученику ориентироваться на уровень выполнения работ учащихся одного с ним возраста.
В основу методики преподавания учебного предмета «Рисунок» положены:
- хронологический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания учащихся;
- единство воспитания и образования, развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- система меж предметных связей (живопись, композиция, история изобразительного искусства , литература, русский язык ,музыка),что
позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
При реализации учебного предмета «Рисунок» предусматривается объем времени на самостоятельную работу в объеме 2 учебных часа в неделю в I классе и 3 учебных часа в неделю в последующих классах. Внеаудиторная работа может быть использована как на выполнение домашнего задания обучающимися, так и на посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебно – методическая литература
- АвсиянО.А.Натураирисованиепопредставлению.М.,2002.
- АлехинА.Д.Когданачинаетсяхудожник.М.:Просвещение,1994.
- БаммесГ.Анатомиядляхудожников.Берлин,1989.
- БедаГ.В.Основыизобразительнойграмоты.М.:Просвещение,1969.
- ЕНЁБарчаи.Анатомиядляхудожников.Будапешт,1986.
- КлеберГ.полныйкурсрисункаобнаженнойнатуры.М.,2000.
- Кузнецов А.Ю. атлас анатомии человека для художников. Ростов-на- Дону, 2002.
- КулебякинГ.И.Рисунокиосновыкомпозиции.М.:Высшаяшкола,1978.
- ЛомоносоваМ.Т.Графикаиживопись.М.,2002.
- Методические разработки к программе «Изобразительноеискусство.
М.,1987.
11. НеменскийБ.Мудростькрасоты.М.:просвещение,1987.
12. Непомнящий В.М. практическое применение перспективы в станковой картине. М.: просвещение, 1978.
13. Программа «Изобразительное искусство в школе». М., 1987.
14. Программа «Рисунок, живопись, скульптура, композиция для
Художественных отделений ДХШ и ДШИ».М.,1971.
15. «Рисунок. Примерная учебная программа для детских художественных школ». М., 2002.
16. «Рисунок. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств». М., 2005.
17. Рабинович М.Ц. «Изображение головы на основах пластической анатомии». М.: Искусство, 1965
18. Рисунок./Под.ред.А.М.Серова.Просвещение,1975.
19. Рисунок фигуры человека. Техника и материалы./ Под. ред. Г. Элберта.
М.,1998.
20. Ростовцев Н.И.«Учебный рисунок».М.:Просвещение,1976. 21.Сокольникова Н.М. «Основы рисунка». М., 1986.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-технические условия реализации программы«Живопись» по учебному предмету «Рисунок» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ, позволяет обеспечивать качественное ведение учебного процесса.
Материально-техническая база ОУ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам и требованиям охраны труда и здоровья. ОУ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы«Живопись»по учебному предмету
«Рисунок» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий, выставочный зал. Помещения для занятий достаточно просторны и освещены согласно нормам СанПин.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Рисунок», оснащены учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Школьная мебель соответствует нормам. В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания (ремонта) мольбертов, стульев, натюрмортных столов и подиумов.
Оборудование учебных кабинетов по рисунку соответствует требованиям и позволяет реализовывать заявленную предпрофессиональную образовательную программу в области изобразительного искусства по учебному предмету «Рисунок».
Отделение изобразительного искусства в полном объеме для ведения учебного предмета «Рисунок» укомплектовано натюрмортным и методическим фондом. Для постановок тематических заданий используется натюрмортный фонд (керамика, муляжи, предметы быта) и фонд гипсовых форм и слепков (геометрические тела, розетки, части лица, головы, маски). Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной, учебно- методической литературой, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. Все материалы систематизированы.